Мировая религия Буддизм в современном кино

Какие постулаты этой религии были успешно освоены кинорынком, а что продолжает оставаться за кадром ?

Общеизвестно, что буддизм, как мировая религия, покоится на «трёх китах»: личности самого Будды (принц Сиддхартха Гаутама), после «пробуждения» названный своими учениками «Буддой Шакьямуни», понятии Сангха (возможность достичь просветления каждым из живущих в этом мире) и учении Дхармы (совокупность правил и норм, соблюдение которых – необходимое условие сохранения душевного мира и единства вещей).

Буддизм – это религия, в которой нет бога.

Казалось бы, что тем самым задача киношников значительно упрощается: не нужно мучиться над созданием достоверного образа верховного божества, при этом стараясь ни словом, ни жестом не обидеть воинствующих приверженцев.

Большой памятник Будде в монастыре По Лин на острове Лантау, Гонконг.
Большой памятник Будде в монастыре По Лин на острове Лантау, Гонконг

Необходимо просто создать персонаж обычного человека, нашедшего свой собственный и абсолютно мирный путь к просветлению.

Однако не всё так просто: ну не «выходит каменный цветок лотоса». Во-первых, сквозь пальцы, словно песок, проскальзывает личность самого Сиддхартхи Гаутамы.

Просто хочется крикнуть: «Не верю !». Взгляните сами:

1. «Будда». Сериал. 2013. 55 серий. Индия

Абсолютно политкорректный рассказ о становлении и возмужании маленького Сиддхартхи и его вражде со своим двоюродным братом Девадаттой, который завидовал принцу, строя ему козни и различные подлости.

Сериал "Будда" про становление маленького Сидхартхи
Будда (кадры из сериала)

Прекрасно показано изменение сознания юноши, когда он узнал, что человек смертен, а вся жизнь простолюдина за пределами стен дворца состоит из непрерывной череды страданий.

Особенно подкупает убедительная игра Химаншу Сони – исполнителя главной роли.

Однако, создателям фильма — Гайжра Коттари и Пракаш Кападия не удалось поймать сам момент озарения и превращения 29-летнего мужчины в Будду.

С одной стороны зрителя постоянно подводят к этому факту, а с другой – он так и остаётся художественно не раскрытым.

В тени остались кадры ступеней пути принца, приведшего его к окончательной Нирване. Отсутствует последовательность разрыва им круга рождений и смерти – основного атрибута «просветления».

Буддизм в современном кинематографе в Индийском сериале "Будда" 2013 год.
Будда (кадры из сериала)

К тому же сценаристы «умудрились» проколоться на первый взгляд небольших, но очень значимых деталях, связанных с несоответствием ряда эпизодов каноническим текстам описания жизненного кредо Будды.

2.«Шри Сиддхартха Гаутама». 2013. Шри-Ланка

Фильм Самана Веерамана с Гаганом Маликом в главной роли. 5 номинаций на фестивале буддистского кино в Ханое, 2014 год.

В этой картине Будда – это обычный, слишком обычный человек, который, как кажется, просто «отбивается» от уготованной ему участи – стать основателем новой религии.

Буддизм в современном кинематографе в фильме "Шри Сиддхартха Гаутама" 2013 год.
Шри Сиддхартха Гаутама (кадры из фильма)

Всё, как будто бы, происходит помимо его воли, а он лишь подчиняется закону собственной судьбы.

Такая трактовка образа оставляет, по сути, без внимания всё внутреннее напряжение, которое в итоге и превращает рядового принца в историческую фигуру.

Видя бесплодность попыток создать образ настоящего, исторического персонажа, мировой кинематограф решил «зайти с другой стороны» — создать похожую историю из жизни другого обычного человека, который смог пройти по проторенному пути Будды.

Буддизм в современном кинематографе - фильм "Шри Сиддхартха Гаутама"
Шри Сиддхартха Гаутама (кадры из фильма)

3. «Будда в Африке». 2019 год. Швеция — ЮАР

Режиссёр Николь Шефер. В главной роли Енок Али. Енок Бело – юноша из Малави. Он живет в буддистском приюте при местном храме, основанном китайцами.

Это – повесть о свободе человеческого духа, который способен преодолеет сковывающую его жёсткую внешнюю дисциплину, и развиться в условиях вопиющей нищеты окружающего пространства.

Красивый и убедительный фильм.

Будда в Африке - постер к фильму
Будда в Африке — постер к фильму

Вместе с тем отсутствие буддисткой философской канвы и, прежде всего, воплощения «прозревшего» в сути каждой окружающей его вещи, делает эту картину лишь рассказом о судьбе несчастного африканского юноши, который дорого заплатит за своё «просветление».

4.  «Почтенный В.» 2017 год. Швейцария – Франция

Тема Сангхи прекрасно прозвучала в фильме Барбета Шрёдера с Ашином Вратху в главной роли

Фильм о путешествии зрителя по государству Мьянма вместе с уважаемым буддийским монахом Вирату. Цель – пройти по пути страдания и в его конце — обрести искупление.

Буддизм в современном кинематографе в фильме "Почтенный В."
Почтенный В. (кадры из фильма)

Только при полном погружении в мудрость единства всего сущего можно обрести способность получать помощь от своего ближнего – такова главная мысль этой картины.

Документальный формат фильма помогает ярко и чётко пронаблюдать за всеми перипетиями роста исламофобии в стране, большинство населения которой исповедуют буддизм.

Буддизм в современном кинематографе; Буддизм в современном кинематографе в фильме "Почтенный В."
Почтенный В. (кадры из фильма)

Как получилось так, что адепты самой мирной в мире религии стали гонителями не таких уж и «травоядных» исламистов?

5. «Дядюшка Будит, помнящий все свои жизни». 2010 год. Тайланд – Германия

Картина режиссёра Апитчаттона Вирасетакула с Танапат Саисаймаром и Дженжира Понгласом в главных ролях. Этот фильм яркий пример пути следования Дхармы.

Дядюшка Бунми тяжело болен и остаток своих дней намерен провести в деревне у своих родственников.

Здесь перед ним появляются тени умершей жены и пропавшего сына. Вместе они поселяются в пещере, где началась его первая жизнь.

Фильм о буддизме в современном кинематографе "Буддизм в современном кинематографе" 2010 год.
Дядюшка Будит, помнящий все свои жизни 2010 (кадры из фильма)

Далее раскрываются все пять следующих канонических этапов его изначальной Дхармы. Само это понятие означает не просто сложившийся устой, а изначальную истину. Человек, который говорит истину – говорит Дхарму.

Согласно учению, вновь обретённая семья разделяет между собой повседневные заботы, общее место пребывания, вместе соблюдает заповеди, употребляет в речи только те слова, которые ведут к гармонии.

По мнению перевоплощающегося в очередной раз Бунми, только под конец жизни человеку удаётся по-настоящему осмыслить прожитый путь.

Буддизм в современном кинематографе в фильме"Дядюшка Будит, помнящий все свои жизни"
Дядюшка Будит, помнящий все свои жизни 2010 (кадры из фильма)

Режиссер этого фильма заставляет задуматься зрителей над едва заметной гранью, разделяющей настоящий и потусторонний миры. За этой полосой находится вся наша жизнь.

Иначе – это лишь непродолжительная постановочная комедия: жалкая и смешная…

6. «Колесо времени». 2003 год. Германия — Австрия — Италия

«Колесо времени» – документально-художественный фильм, снятый Вернером Херцогом.

Как правило, царство духа практически невозможно передать на камеру, однако режиссёр смог этого добиться, создав одновременно и лирическую, и мистическую визуальную поэму.

Буддизм в современном кинематографе в документально-художественном фильме "Колесо времени" 2003 год.
Колесо времени 2003 (кадры из фильма)

Одним из важнейших обрядов Буддизма является Калачакра, предполагающая связь человека с окружающим его миром. Большую часть фильма зрители видят на экранах огромное количество быстро мелькающих лиц людей.

Разнообразие потока символизирует характер проведенного ритуала, а песок, рассыпанный в конце церемонии – природу жизни.

Буддизм в современном кинематографе в фильме "Колесо времени"
Колесо времени 2003 (кадры из фильма)

Всё имеет свой конец, своё начало… и снова конец.

7. «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». 2003. Южная Корея – Германия

Режиссёр Ким Ки Дук. В главной роли О Ён Су.

Никто не вправе разрушить смену времен года: вначале всегда все зарождается, затем растет, а потом исчезает. Ход жизни неподвластен никому, и даже двум монахам, живущим в плавучей хижине на озере.

Прекрасный фильм от Ким Ки Дука "Весна, лето, осень, зима… и снова весна - прекрасный фильм от Ким Ки Дука на тему буддизма
Весна, лето, осень, зима… и снова весна 2003 (кадры из фильма)

Тщетны их попытки изменить закон судьбы – собственную Карму.

На этой символичной для буддизма цифре 7, означающей число подъёма, восхождение к высшему и обретение центра покоя и благополучия, можно завершить наш дайджест попыток мирового кино раскрыть перед зрителем суть буддизма.

Однако, примите наш искренний совет: потратьте хотя бы несколько минут на трейлеры таких картин как:

«Малина: прощальный цветок»,

«Сюань Цзан»,

«Дзен» и

«Долина цветов».

Оцените статью
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
КИНО-МАНИЯ24
Добавить комментарий

  1. Ирина

    Интересно, узнала много нового, спасибо

    Ответить