Рецензия на южнокорейский фильм «Паразиты»

«Паразиты» Пон Чжун Хо: ещё раз о фильме, покорившем кинематограф

Чем более глубоким и многогранным получается фильм, тем сложнее писать на него рецензию.

Размышления от увиденного, резонирование душевных струн, умело тронутых режиссёром и довлеющее над непредвзятым отношением личное впечатление откровенно мешают создать целостный материал, в котором описаны сильные и слабые стороны картины, но при этом нет спойлеров и превалирующего над фильмом мнения автора рецензии.

Учитывая, что главной целью написания такого материала является желание заинтересовать читателя, убедить его посмотреть ленту и завязать обсуждение по мотивам увиденного, «Паразиты» ставят практически непосильную задачу.

Рецензия на южнокорейский фильм "Паразиты"
Паразиты 2019 (кадры из фильма)

Пон Чжун Хо вообще отвык ставить перед зрителем простые задачи, недаром он снискал славу одного из самых одарённых и востребованных южнокорейских режиссеров, в чьи фильмы выстраиваются очереди как из местных звезд, так и из голливудских актёров первой величины.

В отличие от Триера или Аронофски, Пон до сих пор не уверовал в собственное творческое бессмертие, не утратил способности насыщать каждый кадр жизнью, заставляя артистов выкладываться на все 100%.

В случае с «Паразитами» он, кажется, достиг вершины собственного мастерства, и многочисленные кинонаграды, включая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и «Оскар», абсолютно заслуженны.

Рецензия на южнокорейский фильм "Паразиты"
Пон Чжун Хо — с «золотой пальмовой ветвью»

На первый взгляд, перед нами комедийно-драматический триллер с элементами сатиры на уклад жизни современного общества, но при этом Пон Чжун Хо настолько мастерски играет настроением зрителя, что приписывать картину одному или нескольким жанрам в данном случае бессмысленно.

Тем более, что полутонов в фильме столько, что с первого просмотра сложно их все сразу заметить. С уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый зритель находит в фильме отголоски близкой ему социальной драмы.

Серьёзно, после просмотра поинтересовался мнением о картине, как минимум, у пяти человек, и каждый рассказал что-то своё. Они все правы, но каждый увидел в ленте нечто сокровенное.

Не ранящее, но позволяющее взглянуть на себя со стороны.

Рецензия на южнокорейский фильм "Паразиты"
Паразиты 2019 (кадры из фильма)

Справедливо и ещё одно утверждение — режиссёру удаётся с первых же кадров завладеть вниманием зрителя, благо, к своей седьмой картине Пон Чжун Хо в совершенстве овладел искусством создавать предельно напряжённую атмосферу в кадре даже в лёгких сценах с налётом мелодраматизма и комедийными элементами.

«Паразиты» увлекают сразу же, но по ходу развития сюжета меняется не только дух повествования, плавно переходящий от комедии к драме и от социального манифеста к триллеру.

Меняется отношение зрителя ко всем, без исключения, героям картины — будь то семейство профессиональных неудачников Кимов или их нечаянные благодетели Паки с их замашками провинциальных нуворишей.

Рецензия на южнокорейский фильм "Паразиты"
Паразиты 2019 (кадры из фильма)

Поразительно другое: фильм достаточно тяжёлый, заставляет думать, хеппи-энда там нет и близко (единственный спойлер, который мы себе позволим наряду с удивлением тем фактом, что корейцы тоже делают «закрутки»).

Однако при этом он не оставляет тягостного впечатления и мерзкого привкуса, характерного для картин режиссёров, переходящих границы дозволенного при облечении современного социального расслоения общества.

И 9 человек из 10, не задумываясь, утвердительно ответят на вопрос о том, стоит ли смотреть эту картину.

Рецензия на южнокорейский фильм "Паразиты"
Паразиты 2019 (кадры из фильма)

Режиссёр при создании «Паразитов» не стал что-либо выдумывать. Пон Чжун Хо признавался, что в юности и сам подрабатывал репетитором в доме обеспеченных людей, поражаясь великолепию особняка.

Таких семей, как Кимы, немало в любой стране — их нельзя назвать не приспособленными к жизни, они держатся вместе и могут провернуть великолепную аферу, но счастливее от этого почему-то не становятся.

«Паков» вокруг тоже хватает — они могут бесить или нет в зависимости от того, как близко общаешься с такими людьми. Они просто живут рядом, не задумываясь о том, что однажды в их дом может ворваться другая реальность.

Рецензия на южнокорейский фильм "Паразиты"
Паразиты 2019 (кадры из фильма)

Поразительно, насколько тонко в фильме расставлены акценты. Пожалуй, самые выразительные из них — рассуждения о том, что люди, которые ездят в метро, пахнут иначе.

И, конечно, речь отца семейства из серии «Если у вас нет собаки — её не отравит сосед».

Этим отчасти и объясняется, почему главные герои, люди не глупые и деятельные, застряли в беспросветной нищете, откуда просто не может быть выхода.

Остаётся ловить чужой WI-FI, сидя на унитазе под потолком (хорошо, если из него ничего не течёт), да отгонять пьяных, стремящихся осквернить своим появлением чуть ли не каждый семейный ужин.

Рецензия на южнокорейский фильм "Паразиты"
Паразиты 2019 (кадры из фильма)

Метафор в картине очень много: это и камень-символ, который способен приносить удачу, и постоянные рассуждения о прошлом Южной Кореи, включающем последствия вооружённого конфликта с соседями и нарочитое увлечение американским образом жизни.

И многое другое, причём будьте готовы, что большинство деталей ускользнут от взгляда при первом просмотре картины.

Вопрос о том, кто именно является вынесенными в название фильма паразитами, остаётся открытым и даже является риторическим. Это применимо абсолютно к каждому герою — включая второстепенных персонажей.

Рецензия на южнокорейский фильм "Паразиты"
Паразиты 2019 (кадры из фильма)

При этом мораль явно остаётся где-то на пороге красивого дома в стиле хайтек: режиссёр отчётливо даёт понять, что на войне все средства хороши, а эта самая война в кадре идёт с первых же минут — просто ближе к середине повествования становится совсем уже ярко выраженной.

После того как боевые действия приобретают реальный характер, начинает казаться, что лейтмотивом сюжета является мысль о невозможности вырваться из трясины, в которой многие из нас неизменно оказываются.

Рецензия на южнокорейский фильм "Паразиты"
Паразиты 2019 (кадры из фильма)

«Не важно, как сильно мы стараемся, стремимся к чему-либо. Некоторые истории просто лишены счастливого конца» — это лишь одна сторона правды режиссёра Пон Чжун Хо.

Эта картина с «сочными», наполненными энергией кадрами побуждает в человеке главные, базовые инстинкты, подавляя отупляющий эффект существования в парадигме современной реальности.

Этими инстинктами является «жить» и «думать». Необходимо обладать талантом для того, чтобы напомнить о них зрителю без использования негативных художественных элементов. Без сомнения, Пон Чжун Хо это прекрасно удалось.

"Паразиты" - спойлер к фильму
«Паразиты» — спойлер к фильму
Оцените статью
( 11 оценок, среднее 5 из 5 )
КИНО-МАНИЯ24
Добавить комментарий

  1. Дебошир

    Много хороших отзывов слышал об этом фильме) Спасибо за качественную рецензию) Теперь уж точно посмотрю эту картину)

    Ответить
  2. Kate

    Спасибо за статью, захотелось посмотреть!

    Ответить
  3. Анна

    Фильм крутой! Сначала была очень удивлена, когда картина получила Оскар за «Лучший фильм», после просмотра поняла за что… Прошло уже время после просмотра, а мысли все еще посещают.

    Ответить
  4. Ирина

    Признаюсь сразу — я именно тот десятый зритель, который фильм смотреть не будет. Никогда. Ни за что. Ни при каких условиях. И
    дело тут не в том, что «азиатский» кинематограф откровенно не моё.
    Меня уже достала политики Киноакадемии, раз за разом отдающие Оскар за лучший фильм совершенно неудобоваримой ленте. Ну чем этот фильм лучше чем «Ирландец», «Однажды в Голливуде» или «1917»»? Почему приз получила откровенная «чернуха»? Политкорректность? Да к бесу её…

    Но автору спасибо за статью. Прочитав ее, ещё раз убедилась — для меня это не фильм. Тем более, оскароносный

    Ответить
  5. Мичел

    Смотрел, ибо насоветовали. Думал, не зайдет вообще. А в финале сидел с открытым ртом. Рекомендую!

    Ответить
  6. Евгения

    Заглядывать в чужие дома? Классика

    Ответить